На странице "Как из школьника сделать профи" сайта worldskills.ru/ представлена информация о проекте по ранней профессиональной ориентации школьников «Билет в будущее» участникам IV Международной конференции по управлению качеством образования - руководителям профильных федеральных и московских министерств.
Здесь размещена статья, доступная на сайте worldskills.ru/:
Опросы 600 тыс. учащихся из 69 стран показывают: самые важные карьерные решения молодыми людьми принимаются в начале обучения профессии. При этом будущие специалисты отдают предпочтение тому, что было в прошлом веке, потому что почти ничего не знают о профессиях будущего. По мнению директора Департамента образования и навыков Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) Андреаса Шляйхера, первый опыт знакомства с миром труда должен происходить гораздо раньше и информации о нем должно быть больше.
«Рынок труда претерпел изменения, а карьерные ожидания не изменились, профессиональные ожидания сконцентрировались вокруг нескольких сфер деятельности. Многие перспективные, доступные и хорошо оплачиваемые профессии просто не захватывают воображения подростков. Мы сможем добиться перемен, только если школы и работодатели объединят свои усилия с целью показать учащимся их возможное профессиональное будущее», – сообщил Андреас Шляйхер.
Исследования, которое проводил в наших школах Рособрнадзор, подтверждают мировую статистику. С задачей указать хотя бы две профессии из любой сферы деятельности, описать круг обязанностей их представителей и назвать предметы школьной программы, которые необходимо изучать будущим специалистам в этой области, в разных регионах справились от 5 до 17% школьников. Таким образом, подросткам нужна помощь, специальные профориентационные методики и системы.
«Обсуждаемая нами тема - одна из важнейших для системы образования, поскольку связана с тем, в какой мере обучение в школе помогает человеку стать успешным, найти себя и реализоваться профессионально. Важно, чтобы система образования могла оказать ученикам эффективную помощь и поддержку в этом вопросе, -подчеркнул министр просвещения Сергей Кравцов.- Одна из задач системы образования - разработка программы по ранней профессиональной ориентации. Точно оценить самих себя, свои личные качества и предпочтения – вот что нужно для эффективной профориентации. Профориентация – это расширение знаний о мире профессий и проба себя в этом мире».
Таким параметрам соответствует проект по ранней профессиональной ориентации учеников 6-11-х классов «Билет в будущее», который при поддержке Министерства просвещения реализует Союз «Молодые профессионалы». По словам Роберта Уразова, в эпоху цифровой экономики нельзя выбрать одну профессию на всю жизнь. Переучиваться, приобретать новые навыки придется постоянно. Поэтому авторы проекта стремились создать методику, которая сформирует у детей самый важный навык – осознанного выбора.
«Более миллиона школьников с 6-го по 11-й класс из 70 регионов страны прошли онлайн-диагностику по выявлению сферы профессиональных интересов, а потом мы дали возможность этим детям попробовать себя в разных профессиях. Часто фактическое планирование карьеры начинается с того момента, как человек пришел учиться в высшее учебное заведение или в колледж. Мы начинаем в более раннем возрасте, - рассказал Роберт Уразов.- Пробы с детьми проводят наставники - носители профессиональных компетенций. Участники нашего проекта могут найти себя в чем-то или понять, что профессия им неинтересна, поошибаться. Наставник поможет осознать свою ошибку и порефлексировать, сформировать способность наложить этот опыт выбора на следующие попытки. В качестве итога для ребенка создается индивидуальная траектория развития: где тебе еще стоит попробовать, где стоит поучиться и кем тебе лучше идти работать?»
Регионы активно подключаются к реализации «Билета в будущее». Москва была одним из первых городов. По словам министра столичного Правительства, руководителя Департамента образования и науки Москвы Исаака Калины, здесь удалось поймать ветер перемен и создать систему для правильного и осознанного выбора.
«Наша задача – формировать мотивирующую среду. И такую среду мы создаем в школах Москвы. Образовательная среда не ограничивается только школами – это все пространство современного мегаполиса. И, чтобы ребенку ориентироваться в этом пространстве, помочь хотеть приобретать новые полезные умения, мы создали “Субботы московского школьника”, уроки технологии на базе колледжей, уроки в музеях, занятия в вузах и научных организациях, а также различные кружки, профессиональное обучение школьников, - отметил он. - При этом важно, что эти активности не загоняют школьников в профессию, а учат приобретать новые умения на основе постоянного свободного выбора ученика. Те самые умения, которые делают тебя полезным, нужным, востребованным».
Пока в среднем в России 80% подростков не имеют навыков построения карьеры. Чтобы изменить эту статистику, работу по профориентации нужно поднять на качественно новый уровень. С этим согласились все участники мероприятия. В рамках нацпроекта «Образование» для решения этого вопроса реализуется несколько проектов. Один из них - «Билет в будущее» - сейчас масштабируется.
Комментариев нет:
Отправить комментарий