вторник, 5 марта 2013 г.


Феномен взрослости в профессиональном развитии

Что следует понимать под взрослостью? Анализ исследований зарубежных и отечественных ученых позволяет сделать вывод, что взрослость — это один из этапов жизни человека, связанный с изменениями в психо-физиологической сфере, в отношениях с окружающими людьми, в осознании своей роли в жизни.
Например, если рассматривать деятельность работника сферы образования, то для него, как для взрослого человека, поиск самоидентичности и его личностный рост сопряжены с кризисами профессионального развития. Феномен взрослости заключается в том, что по мере профессионального становления в определенной роли, работник сферы образования постепенно становится «самим собой»:
1.Кризис идентификации наступает в период зрелости и характеризуется адаптацией молодого специалиста в профессиональной деятельности.
2.Кризис коррекции характеризуется рефлексивным отношением того «что я могу» и того «что я делаю», принятием реальных установок на свое место в мире.
3.Кризис несложившегося профессионала возникает в случае неудовлетворенности в материальном обеспечении, профессиональной карьерой, нестабильности семейной жизни, отсутствия достаточных социальных связей.
4.Кризис середины жизни характеризуется неудовлетворенностью  тем, что сделано в жизни.
5.Кризис устаревания и недостаточности профессиональных знаний характеризуется потребностью в их обновлении или успокоенностью перед пенсией.

Вы разделяете мою позицию?

5 комментариев:

  1. Профессиональная жизнь взрослого человека во многом обусловлена тем, какие средства он выбирает и реализует для того, чтобы успешно выйти из создавшегося кризисного состояния. В том случае, если в результате переоценки своих профессиональных качеств взрослый человек находит новые пути профессионального совершенствования, возникают новые стимулы развития трудовой активности, новые возможности самореализации.

    ОтветитьУдалить
  2. Абсолютно уверена в том, что личностный и профессиональный рост, поиск самоидентичности взрослого человека невозможно рассматривать вне кризисов развития человека. Как правило, именно в критические периоды жизни человека актуализируются процессы его самоопределения. Активность взрослого человека на различных этапах его жизни рассматривается учеными как ряд ожидаемых и неожиданных кризисов, которые он должен осмыслить и преодолеть.

    ОтветитьУдалить
  3. Параллельно с понятием «взрослый» ученые рассматривают понятие «зрелость». Отвечая на вопрос «Что делает взрослого человека зрелым?», Л.Н.Лесохина отмечает, что зрелость сопряжена со способностью человека задавать обществу главные для него вопросы.
    Обращаю Ваше внимание, уважаемые коллеги и дорогие друзья, что ученые (в частности, М.Мид и др.) отмечают в качестве одной из важнейших характеристик зрелости, формируемой в процессе социализации, приобретение нравственной и персональной идентичности, понимание и определение своего «Я». В качестве интегрального показателя позитивной профессиональной социализации выступает чувство неуспокоенности (Э.Эриксон), стремление к постоянному профессиональному самосовершенствованию, максимальной компетентности.

    ОтветитьУдалить
  4. Как отмечают Ю.Н.Кулюткин и Г.С.Сухобская, особенность зрелого человека в том, что он:
    • сам прогнозирует свои поступки, и сам несет за них ответственность перед собой, а не только перед другими людьми;
    • умеет извлекать уроки из собственного поведения в различных ситуациях;
    • склонен к эмоционально-адекватной реакции на различные ситуации и т.д.

    ОтветитьУдалить
  5. Семен Григорьевич Вершловский связывает зрелость с изменениями личностных мотиваций, «нравственными ориентирами» человека. В понятии «зрелость» фиксируется понимание такого этапа развития человека, когда он достигает вершин своего творчества. Зрелость характеризуется устойчивым поведением, социальной направленностью.
    Как Вы понимаете, у каждого человека этап зрелости может наступить в определенном возрасте.

    ОтветитьУдалить