среда, 15 января 2020 г.

О государственной социальной политике в Российской Федерации в отношении граждан пожилого возраста

На сайте Минтруд России  вопрос о политике в отношении граждан пожилого возраста обозначен в качестве одного из ключевых вопросов государственной социальной политики в Российской Федерации. В настоящее время в России насчитывается 37,9 млн граждан старше трудоспособного возраста. С целью повышения уровня и качества жизни граждан пожилого возраста и совершенствования их образа жизни в 2016 году была утверждена Стратегия действий в интересах граждан старшего поколения в Российской Федерации до 2025 года, а также План мероприятий на 2016-2020 годы по реализации первого этапа Стратегии.

Одной из ключевых задач Стратегии является создание общества для всех возрастов, включая формирование условий для использования знаний, опыта, потенциала граждан старшего поколения, проявление заботы о таких гражданах и оказание им необходимой помощи.

С целью повышения продолжительности жизни граждан пожилого возраста разработан Комплекс мер по созданию системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами, включающей сбалансированные социальное обслуживание и медицинскую помощь на дому, в полустационарной и стационарной форме с привлечением патронажной службы и сиделок, а также по поддержке семейного ухода, который утвержден Правительством Российской Федерации.

В сентябре 2018 года утвержден национальный проект «Демография», подготовленный во исполнение указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».

Структурой национального проекта предусмотрен федеральный проект «Разработка и реализация программы системной поддержки и повышения качества жизни граждан старшего поколения «Старшее поколение», который содержит мероприятия по активному долголетию граждан пожилого возраста.

В рамках данной работы в каждом субъекте РФ прорабатываются программы по увеличению периода активного долголетия и продолжительности здоровой жизни.

Проводимые мероприятия уже привели к качественным преобразованиям в сфере социального обслуживания граждан.

Так, значительно сократилась очередность в стационарные организации социального обслуживания. На 1 января 2019 года она составила 1,5 тыс. человек (на 1 января 2014 года – 16,6 тыс. человек).

Широкое развитие получили стационарозамещающие технологии, благодаря чему количество граждан, нуждающихся в предоставлении социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания, получающих социальные услуги в полустационарной форме социального обслуживания и форме социального обслуживания на дому с применением стационарозамещающих технологий, выросло и по состоянию на 1 января 2019 года составило 204 тыс. человек (на 1 января 2014 года – 77,2 тыс. человек).

Значительно сократился удельный вес зданий стационарных организаций социального обслуживания граждан пожилого возраста, инвалидов (взрослых и детей), лиц без определенного места жительства и занятий, требующих реконструкции зданий, находящихся в аварийном состоянии, ветхих зданий – с 6,1 % на 1 января 2014 года до 2,1 % на 1 января 2019 года.

Одной из основных задач федерального проекта «Старшее поколение» является создание системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами. Система долговременного ухода включает сбалансированные социальное обслуживание и медицинскую помощь на дому, в полустационарной и стационарной форме с привлечением патронажной службы, а также поддержку семейного ухода. Технологии долговременного ухода за пожилыми будут распространены на все регионы к 2022 году.

Также в рамках федерального проекта «Старшее поколение» осуществляется приобретение автотранспорта с целью осуществления доставки лиц старше 65 лет, проживающих в сельской местности, в медицинские организации. Данный проект реализуется в 2019 году за счет средств федерального бюджета во всех регионах страны, в которых имеются сельские территории – всего 82 региона. Такая мера позволит повысить для лиц старше 65 лет, проживающих в сельской местности, доступность медицинской помощи, а также развить сеть мобильных бригад и тем самым повысить доступность социальных услуг для граждан пожилого возраста на селе.

Кроме того, согласно федеральному проекту «Старшее поколение»  в 2019-2024 годах во всех регионах страны будут созданы региональные гериатрические центры и отделения. Помощь в них получат не менее 850 тыс. граждан.

Индексация страховых пенсий неработающих пенсионеров

С 1 января 2020 года страховые пенсии неработающим пенсионерам будут проиндексированы на 6,6 %, что значительно превысит уровень ожидаемой инфляции 2019 года (3,8 %). Среднегодовое увеличение размера страховой пенсии по старости неработающих пенсионеров составит в среднем 1 тыс. рублей. Индексация коснется порядка 31 млн неработающих пенсионеров.

С 1 апреля 2020 года планируется индексация пенсий по государственному пенсионному обеспечению, включая социальные пенсии, в соответствии с ростом прожиточного минимума пенсионера в 2019 году (предварительно на 7 %). Повышение затронет почти 4 млн пенсионеров, из которых 3,2 млн являются получателями социальных пенсий.

Содействие занятости пожилых людей

Исходя из общей тенденции старения населения и сокращения трудовых ресурсов, с каждым годом будет нарастать потребность экономики в использовании труда пожилых людей.

Стимулирование занятости граждан пожилого возраста является одним из важных направлений государственной политики Российской Федерации и имеет большое значение как с позиции обеспечения доходов пожилых людей, использования имеющегося у них образовательного и трудового потенциала в интересах экономики страны, так и с точки зрения социализации пожилых людей, их интеграции в жизнь общества.

За последние пять лет доля лиц старше трудоспособного возраста в численности занятых выросла с 8,5 % до 9,6 %.

С целью продления трудовой деятельности работников старшего поколения и получения знаний и навыков, соответствующих современным требованиям работодателей, с 2014 года органы службы занятости организуют профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование по востребованным на рынке труда профессиям (специальностям) незанятых граждан, которым назначена пенсия и которые стремятся возобновить трудовую деятельность. Регионы финансируют обучение из собственных средств.

С 2019 года при поддержке федерального бюджета в рамках федерального проекта «Старшее поколение» национального проекта «Демография» проводится профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование граждан предпенсионного возраста (граждане в течение пяти лет до наступления возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, в том числе назначаемую досрочно).

Участники мероприятий – как работники организаций, проходящие обучение по направлениям работодателей, так и граждане, самостоятельно обратившиеся в органы службы занятости населения.

Граждане обучаются востребованным в экономике навыкам и компетенциям.

В реализации мероприятий по обучению принимают участие органы государственной власти субъектов Российской Федерации в области содействия занятости населения и в сфере образования, Союз «Ворлдскиллс Россия», образовательные организации, работодатели.

Ежегодно, с 2019 года, обучением будут охвачены не менее 75 тыс. граждан предпенсионного возраста. Таким образом, к концу 2024 года мероприятиями по профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию будет охвачено не менее 450 тыс. человек. На эти цели из федерального бюджета выделяется 5 млрд рублей ежегодно.

Плановое значение по обучению граждан предпенсионного возраста при содействии органов службы занятости на этот год – 50 тыс. человек. По состоянию на конец сентября 2019 года заключены договоры на обучение 76,5 тыс. человек. Прошли или продолжают обучение 58,7 тыс. человек.

Комментариев нет:

Отправить комментарий