понедельник, 7 ноября 2016 г.

В России стартовала подготовка к новому онлайн-исследованию трудоспособного населения

Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) при поддержке авторитетных в области разработки, адаптации и реализации инструментов оценки и психометрии международных компаний Educational Testing Service (ETS) и cApStAn разработала проект «Онлайн-оценка ключевых компетенций взрослого населения» (Education and Skills Online, ESO). 

На сайте Рособрнадзора доступна информация о подготовке к новому онлайн исследованию трудоспособного населения:
http://www.obrnadzor.gov.ru/ru/press_center/press/index.php?id_4=6002 


В июне 2016 года в Российской Федерации стартовала подготовка к новому исследованию. В 2017 году планируется официальная масштабная апробация нового инструмента оценки ESO в Российской Федерации, а в фокусе предстоящего в 2017-2018 гг. основного исследования - молодого трудоспособного населения Российской Федерации в возрасте 16-25 лет и их ключевых компетенций: грамотности чтения (работа с текстами) и математической грамотности (базовые вычисления). 

Проект «Онлайн-оценка ключевых компетенций взрослого населения» - это второй цикл исследования, проводимый в Российской Федерации начиная с 2009 года. Первый цикл международного исследования PIAAC (Программа международной оценки ключевых компетенций взрослого населения), завершившийся в 2013 году, дал серьезный повод обратить внимание на состояние функциональной грамотности трудоспособного населения Российской Федерации (Подольский О., Попов Д., Рылько Е., 2015). Новый цикл исследования является попыткой изучить человеческий потенциал молодого трудоспособного населения в терминах ключевых компетенций и проанализировать полученные ранее данные взрослого населения Российской Федерации в динамике. 

ИССЛЕДОВАНИЯ PIAAC: ПРИНЦИПЫ И ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

PIAAC - первое международное исследование компетенций взрослого населения такого масштаба. В нем приняло участие более 150 тыс. респондентов из более чем 30 стран мира. В основе проекта лежит идея о том, что в постоянно меняющемся мире на первый план при формировании человеческого капитала выходят не только полученное образование, профессиональные навыки, но и универсальные, ключевые компетенции. 

ОЭСР сформулировал три ключевые компетенции: грамотность чтения, математическая грамотность и решение жизненных задач в технологически насыщенной (использование ИКТ) среде. Все это необходимо человеку для того, чтобы получать образование, повышать квалификацию и успешно выполнять свои профессиональные обязанности. 

В исследовании PIAAC приняли участие лица в возрасте 16-65 лет, трудоспособные с точки зрения международных стандартов. В каждой стране - участнице проекта тестировалась национальная репрезентативная выборка численностью 5000 человек. Кроме того, в ряде стран были расширена выборка и проведены так называемые сфокусированные исследования. Так, в США тестирование прошло на выборке частных пенитенциарных учреждений; в Канаде каждая территория тестировала репрезентативную выборку из 1000 человек (всего в исследовании приняли участие 22 000 канадцев). В Российской Федерации до сегодняшнего дня дополнительных обследований не проводилось. 

Основные результаты 

С точки зрения грамотности чтения и математической грамотности российские участники исследования показали средние по ОЭСР результаты. На таком же уровне, как Россия, оказались такие страны, как Австрия, Германия, Канада, Польша, Чехия. Существенно более низкие результаты показали Италия, Испания, США, более высокие - Финляндия и Япония. 

Несколько худшие результаты россияне показали с точки зрения решения жизненно важных задач в технологически насыщенной среде. Порядка 26% участников исследования владели компьютером настолько слабо, что не смогли пройти тестирование. Лиц, показавших высокий уровень решения задач с помощью ИКТ, в России столько же, сколько в ОЭСР (5-7%), но лиц, владеющих ИКТ для решения задач на среднем уровне, существенно меньше. В России также велико количество людей, имеющих высокий уровень грамотности чтения и математической грамотности, но низкий уровень владения ИКТ. 

В большинстве стран - участниц PIAAC наиболее высокие результаты показывают лица в возрасте 30-35 лет. Однако в России наиболее высокими оказались результаты лиц в возрасте 40-45 лет. Кроме того, результаты PIAAC в России оказались мало связанными с уровнем образования. Разброс по результатам между лицами с высшим образованием и лицами без высшего образования в нашей стране невелик, меньше, чем в странах ОЭСР. При этом результаты респондентов с высшим образованием в среднем по России ниже средних результатов респондентов ОЭСР с высшим образованием.

Результаты PIAAC поставили перед исследователями большое количество вопросов. На некоторые из них будут получены ответы в ходе нового исследования ESO.

 ESO: ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И МЕТОДЫ

Поскольку первое исследование взрослого населения указало на определенные задачи по изучению российского высшего образования, новое исследование будет в значительной мере посвящено молодежи, в том числе студентам и выпускникам профессиональных учебных заведений. Перед исследованием будут стоять важные задачи: выявить различия в уровне владения ключевыми компетенциями у лиц с высшим уровнем образования, студентов высшего и среднего профессионального образования, а также лиц со школьным образованием.

В рамках данного исследования ключевой акцент, так же как и в исследовании PIAAC, будет стоять на оценке грамотности чтения и математической грамотности. Однако, в отличие от PIAAC, ESO проводится полностью в компьютерной (онлайн) форме. Лица, не владеющие компьютером, смогут заполнить биографическую анкету, что поможет выявить, какая часть российской молодежи владеет ИКТ на крайне низком уровне и в чем основные особенности этой аудитории населения. 

Помимо тестирования участники исследования заполнят биографический опросник, который позволит установить связь между владением ключевыми компетенциями и социально-демографическими особенностями респондентов, а также образованием и имущественным положением. 

Все участники потенциального исследования ответят на вопросы по поводу способа приобретения знаний, необходимости повышения квалификации, мотивации к обучению и развитию в течение всей жизни, а также мотивации к поиску работы. 

Сопоставление данных опросника и результатов тестирования позволит выявить связь между уровнем грамотности и мотивацией к учебе и работе. Эти результаты представляется возможным использовать при создании методических рекомендаций для организаций непрерывного образования, осуществляющих программы повышения квалификации.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ESO ДЛЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 

Проведение в 2017-2018 гг. в Российской Федерации исследования ключевых компетенций ESO позволит составить масштабную картину особенностей владения ключевыми компетенциями у той части населения, которая составит активную часть трудоспособного населения или кому в ближайшие 10 лет предстоит выйти на рынок труда. Результатом проведения данного исследования в России должно стать создание системы непрерывного образования взрослых, отвечающей потребностям национальной экономики и запросам трудоспособного населения. Кроме того, проведение данного исследования позволит уточнить данные проекта PIAAC для Российской Федерации и посмотреть их изменения в динамике (в сравнении с результатами 2011 года), выявить потребности россиян с точки зрения прироста ключевых компетенций, а также особенности мотивации молодого трудоспособного населения к получению образования в течение всей жизни.

Комментариев нет:

Отправить комментарий